В славянской мифологии Вий - царь подземного мира, брат Дия, воевода Чернобога. Чернобог (Чёрный Змей, Кащей) - повелитель Тьмы и Преисподней, Бог холода, разрушения, смерти, зла. Бог хаоса и воплощение всего плохого и тёмного. В глубокой древности славяне разделяли мир на две части: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую воплощал свой Бог. Воплощением враждебной был Чернобог. Ему приносились жертвы перед началом самых важных дел, например, перед военным походом. Жертвы приносили часто кровавые, убивая пленных, лошадей и рабов. В мирное время Вий заключён в аду. Он держит в руке огненный кнут, которым наказывает грешников. У него тяжёлые ресницы, их держат вилами многочисленные слуги. Смертельный взгляд вия спрятан под огромными веками. Он не выносит солнечного света.
В славянской традиции фольклорным источником образа Вия может считаться образ св. Касьяна.
Согласно одним поверьям Касьян — падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за свое отступничество был закован в цепи и заключен под землю.
Приставленный к нему ангел три года подряд бьет предателя тяжелым молотом по лбу, а на четвертый выпускает на волю, и тогда гибнет все, на что бы он ни глянул.
В легендах Касьян покрыт шерстью, имеет веки до земли, которые подымает ему нечистая сила. По другим легендам, сидит неподвижно и не видит "света божьего" через веки, которые достигают колен. Касьяна и Вия объединяет близость к земле. Касьян обитает в пещере, куда не проникает солнечный свет, лежит в яме, засыпанный землёй. Вий тоже появляется "весь в чёрной земле", имеет подземный голос. Общий признак Касьяна и Вия — губительный для человека (растений, животных) взгляд.
В вост.-слав. фольклоре существуют и др. персонажи, обладающие сходными с Вием признаками. На Волыни часто упоминается чародей “шелудивый Буняка”; веки его столь длинны, что их поднимают вилами. В поверьях Подолии известен Солодивий Бунио, взглядом уничтоживший целый город; его веки также поднимались вилами.
В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кощею Бессмертному поднимают веки семью вилами.
Существует два предположения о происхождении имени Вия: первое — украинское слово «вії»(укр.) (произносится — «вийи»), что в переводе с современного украинского языка — «ресницы». И второе — со словом «виться», так как образ Вия напоминает какое-то растение: ноги его овиты корнями и весь он покрыт засохшими кусками земли.
Таким именем называется начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли.
Афанасьев видит в Вие отражение древнего и могучего божества славян, именно бога-громовника.
Известна обработка предания о Вие Николаем Гоголем. Согласно исследованию Д. Молдавского, имя Вия возникло у Гоголя в результате фонетического смешения имени мифологического властителя преисподней Ния и украинских слов: «вія» — ресница и «повіка» — веко.
Вий - самый страшный и самый сильный представитель нечистой силы, живёт под землёй. Корявый, косолапый, руки и ноги похожи на корни деревьев, весь в земле. У него тяжёлая походка, появляется он только в тех случаях, когда все другие представители нечистой силы не могут справиться. Как и вся нечисть, исчезает с 3-ми петухами. В древней иранской мифологии аналог Вия - Вайю ("пустота"). Один из 28 высших изед. Изеды - помощники богов - ангелы. Вайю - правитель великой пустоты - прослойки между миром света и миром тьмы, разделяет свет и тьму не только во времени, но и в пространстве. Функции Вайю - пограничник. Проявляется как пустота, вакуум. Изображается с 2 лицами: одно скорбное, обращённое к миру тьмы, другое, смеющееся - в мир света. Покровительствует тем, кто отягощён выбором. Под его руководством находятся духи, которые ещё не сделали выбор между добром и злом.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Хранитель договора между Ахура-Маздой ("Господь Премудрый") и Ангра-Майнью (Тёмное начало в иранской мифологии, повелитель тёмных сил и от него пошло всё нечистое и греховное). Ахура-Мазда создаёт идеальный духовный мир и придаёт ему материальную форму. После того, как силы зла появились в созданном мире, Ахура-Мазда поддерживает живых существ, которые вступают в борьбу со злом. По окончании мирового процесса Ахура-Мазда свершит страшный суд, даст вечную жизнь поклонникам всего благого и окончательно уничтожит зло. Это он расколол мир на два начала: доброе и злое. Когда все духи изберут одну из сторон и время договора подойдет к середине, перемычка между мирами истончится и начнется вселенская битва со злом. Из-за функций пограничника все праздники Вайю приходятся на последние перед мистериями осквернения градусы: 1-й градус Рака, 25-й градус Рыб, на переходе Солнца из Козерога в Водолей.
Вий - персонаж украинской демонологии, который предстаёт в облике старого деда с густыми и длинными бровями и ресницами, через которые он ничего не видит. Его взгляд имеет губительную, разрушительную силу, которая способна провалить дом под землю, а на его месте образовать озеро. Однако от этой магической силы спасает то, что Вий вокруг себя ничего не видит через свои необычайно густые и длинные брови и ресницы. В этнографии высказывается предположение, что именно с этим образом связаны поверья про недобрые глаза и порчу. Сохранённая до 19 века украинская легенда о Вие известна по повести Гоголя.